При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Для представителей типа Плоские черви характерны признаки:
а) полость тела, заполненная жидкостью; б) двусторонняя симметрия тела; в) гермафродитизм; г) наличие присосок на переднем и заднем концах тела; д) выделительная система представлена протонефридиями.
Распространение семян малины медведем является примером действия факторов:
Определите животное по описанию:
— орган дыхания — ячеистые легкие;
— развиты воздухопроводящие пути (трахея и бронхи);
— температура тела зависит от температуры окружающей среды.
К прокариотам относятся:
Примером форических связей популяций в биоценозе является:
Определите, какие утверждения относятся к половому размножению (I), а какие — к бесполому (II):
а — обеспечивается способностью к регенерации
б — одной из форм является партеногенез
в — может осуществляться с помощью вегетативных органов
г — новый организм развивается из зиготы
Родословная иллюстрирует наследование одного из заболеваний:
Определите тип наследования:
Укажите макроэлемент, наличие которого является обязательным условием для образования раковин моллюсков:
Выберите утверждения, верные в отношении эндокринной системы человека:
а — половые железы относятся к железам смешанной секреции
б — щитовидная железа расположена на шее, в области гортанных хрящей
в — альдостерон вырабатывают клетки мозгового слоя надпочечников
г — инсулин снижает содержание глюкозы в крови
д — при избытке тироксина развивается микседема, или слизистый отек
Установите соответствие:
эволюции
1. аналогичные органы
2. гомологичные органы
а) зубы лисицы и чешуя акулы
б) усики гороха и почечные чешуи березы
в) корнеплод моркови и клубень картофеля
г) колючки боярышника и колючки барбариса
д) плавательный пузырь карася и легкие ящерицы
Цветки крапивы двудомной имеют простой чашечковидный околоцветник. В женском цветке крапивы двудомной отсутствуют:
а) пестики; б) тычинки; в) лепестки.
У разных видов млекопитающих отношение длины кишечника (К) к длине тела (Т) неодинаковое. Укажите последовательность, в которой млекопитающие расположены по убыванию соотношения К/Т:
а) волк;
б) человек;
в) корова;
г) кролик.
Укажите кости скелета человека, относящиеся к свободной нижней конечности:
а — бедренная
б — лучевая
в — большая берцовая
г — кости запястья
д — кости предплюсны
Из пяти предложенных химических элементов четыре можно объединить в одну группу (по их процентному содержанию в живых организмах). Укажите элемент, который не входит в эту группу:
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) тонкая кишка
2) толстая кишка
а) отличается большим диаметром и наличием типичных вздутий
б) открываются протоки двух крупных желез, одна из которых является железой смешанной секреции
в) является самым длинным отделом пищеварительного тракта
г) происходит всасывание воды, минеральных солей и некоторых синтезированных микрофлорой витаминов
д) эпителий образует много ворсинок, которые увеличивают площадь поверхности для всасывания питательных веществ
1) 1абгд; 2в;
2) 1бгд; 2ав;
3) 1бвд; 2аг;
4) 1ав; 2бгд.
Ответ:
Установите личность ученого и запишите только фамилию:
— русский естествоиспытатель, живший в 1863—1945 гг.;
— основоположник комплекса наук о Земле — биогеохимии, радиологии, гидрогеологии;
—создатель учения о биосфере, основные положения которого изложены в его книге «Биосфера», опубликованной в 1926 г.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Установите соответствие:
А) увеличение количества эритроцитов в крови овец при переселении их в горы
Б) появление мухи с белыми глазами в потомстве гомозиготных красноглазых
В) формирование плодов дисковидной формы при скрещивании растений тыквы с шарообразными и удлиненными плодами
1) мутационная
2) комбинативная
3) модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:: A3Б2B1.
Ответ:
Ребенку, имеющему резус-положительную кровь третьей группы, после аварии требуется переливание крови. Донором для пострадавшей может стать:
а) женщина с резус-положительной кровью, содержащей антиген А и антитела
б) мужчина с резус-положительной кровью, содержащей антиген B и антитела
в) мужчина с резус-отрицательной кровью, содержащей антигены A и B
г) отец ребенка, так как набор генов и белков у родственников всегда одинаковый
д) мужчина с кровью, содержащей антигены А и В, резус-фактор не имеет значения
1) а, г; 2) б, д; 3) б, в; 4) только б.
Ответ:
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Цис-Тир-Фен-Гли-Асн-Цис-Про-Арг-Гли.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Ген I, определяющий группу крови, находится в одной аутосоме с геном, влияющим на развитие ногтей, на расстоянии 10 морганид. Мужчина со второй группой крови и дефектом развития ногтей (доминантный признак), у отца которого была первая группа крови и нормальные ногти, а у матери - вторая группа и дефект развития ногтей, женился на женщине с первой группой крови и нормальными ногтями. Определите вероятность (%) рождения у них ребенка со второй группой крови и дефектом развития ногтей.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Составьте последовательность возникновения в ходе эволюции структур и систем животных:
1 | хорда |
2 | нервные клетки |
3 | фасеточные глаза |
4 | замкнутая кровеносная система |
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 3142.
Ответ:
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 2,8 · 102 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 6,4 · 104 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких косуль (консументов первого порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одной косули сохраняется 200 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Выберите два утверждения, которые верно характеризуют форические связи популяций в биоценозах:
1) обычно основаны на пищевых связях организмов
2) один вид участвует в распространении особей другого вида
3) результат отношений отрицателен для одного организма и нейтрален для другого
4) примером является поедание тли божьей коровкой
5) примером является перенос плодов лещины сойками и белками
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Исходя из особенностей эмбрионального развития предложенных организмов, выберите трёх первичноротых животных:
1) осетр;
2) цапля;
3) муравей;
4) черепаха;
5) планария;
6) аскарида.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
У человека группа крови и резус-фактор определяются аутосомными генами и наследуются независимо. Резус-положительность доминирует над резус-отрицательностью. В семье, где отец имеет кровь II группы и является резус-положительным, а резус-отрицательная мать имеет кровь III группы, родилась резус-отрицательная дочь с кровью I группы. Какова вероятность (%) рождения в этой семье резус-положительного ребенка с кровью IV группы?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Выберите три верных утверждения, касающихся тканей цветковых растений:
1) склеренхима обеспечивает транспирацию;
2) флоэма придает прочность различным частям растения;
3) камбий и перицикл относятся к образовательным тканям растений;
4) ксилема обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ;
5) эпидермис состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу кле-
ток;
6) меристема состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными одревеснев-
шими оболочками.
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
Ознакомьтесь с графиком интенсивности метаболизма у некоторых животных в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях).
Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения у них интенсивности метаболизма (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь
2) лошадь
3) куница
4) белка
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413... .
Ответ:
В процессе гликолиза образовалось 160 молей пировиноградной кислоты. Рассчитайте, сколько молей СO2 образовалось в ходе этапа дыхания, протекающего в митохондриях, при полном окислении этого количества пировиноградной кислоты.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте.
Например: 150.
Ответ:
В клетке гидры в конце синтетического (S) периода интерфазы содержится 32 хромосомы. Сколько хроматид отходит к каждому полюсу клетки в анафазе мейоза II?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
У попугаев ген, определяющий длину ног, расположен в аутосоме. Укороченные ноги доминируют над длинными ногами, при этом у гомозиготных коротконогих птенцов сильно укорочены и клюв, и яйцевой зуб, они не могут пробить скорлупу и, не вылупившись, гибнут. Гены окраски оперения сцеплены с Z–хромосомой. Зеленая окраска оперения доминирует над желтой. При скрещивании попугаев с укороченными ногами и зеленым оперением между собой в их потомстве появилась длинноногая желтая самка. Какова вероятность (%) вылупления у этой пары среди самок особей с укороченными ногами и зеленым оперением? Учитывайте, что женский пол у попугаев гетеро- гаметный, а мужской — гомогаметный.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток незабудки, содержащих разное количество хромосом:
1)19; 2)17; 3)27; 4)36; 5)9; 6)16; 7)54; 8)38.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида тысячелистника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Калий, содержащийся в живых организмах:
1) является микроэлементом;
2) является макроэлементом;
3) входит в состав белокобразующих аминокислот;
4) принимает участие в формировании макроэргических связей в молекуле АТФ;
5) участвует в создании разности электрических потенциалов на цитоплазматической мембране.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Ответ:
Для каждого животного укажите таксон, к которому оно принадлежит:
A. клещ собачий
Б. нереис азовский
B. скорпион черный
Г. актиния корковая
Д. божья коровка семиточечная
1) тип Моллюски
2) тип Плоские черви
3) класс Ракообразные
4) отряд Жесткокрылые
5) тип Кольчатые черви
6) класс Паукообразные
7) тип Кишечнополостные
8) отряд Перепончатокрылые
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1Д1.
Ответ:
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его пищеварительной системы:
Животное(взрослая особь) | Схема строения пищеварительной системы | ||
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | |
A) плотва Б) горбуша B) скат-хвостокол Г) лягушка травяная Д) тритон гребенчатый |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2ДЗ.
Ответ:
Определите плод по описанию:
сочный; односемянный; внутренний слой околоплодника твердый, деревянистый; характерен для вишни.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к их формированию:
A) во время фазы медленного сна снижается температура тела
Б) при интенсивной физической нагрузке активируется секреция пота
B) после нескольких глубоких вдохов и медленных выдохов замедляется пульс
Г) из-за испуга ослабляются сокращения гладкой мускулатуры желудка и кишечника
Д) при переходе из ярко освещенного помещения в более темное расширяются зрачки
1) симпатический
2) парасимпатический
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2Д1.
Ответ: